Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Одарённость — это результат

 

Викентьев И.Л., Модестов С.Ю.

 

Создано немало систем воспитания человека, но появление творческих личностей (ТЛ) до сих пор остается феноменом и не имеет однозначного объяснения с экономической, политической, психологической и других точек зрения. Факт: отдельные ТЛ неведомо как появляются в любые времена, зачастую в почти невыносимых исторических условиях... Английский исследователь Ф. Гальтон (1822 - 1911 г.г.) полагал что причина талантливости, главным образом, объясняется наследственностью. Его предшественники ДЖ. Локк и Ж.-Ж. Руссо, напротив, утверждали, что решающая роль в становлении талантливого человека отводится воспитанию. Современная психология фактически сходится на концепции шотландца Т. Рида (1710 - 1796 г.г.), утверждавшего, что человек рождается с неким запасом способностей, которые по-разному проявляются в зависимость и от социальных условий.

Сегодня педагогическими исследованиями и экспериментами занимаются не только профессиональные педагоги, но и люди других, часто негуманитарных профессий. Наверное, не случайно в рамках сугубо технической Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ), разрабатываемой с 1946 г. Г.С. Альтшуллером и его школой, выделяется самостоятельная область: Теория Развития Творческой Личности (ТРТЛ) [1], [2].

При этом в рамках ТРИЗ и данной работы под «творчеством» понимается не просто милые детские рисунки, семейное музицирование и пение, а достижения высокого общечеловеческого уровня. Более подробно качествам Творческой Личности посвящена блестящая работа [2].

Существует два полярных подхода, проявляющиеся при работе с одаренными детьми. Первый, традиционно развиваемый психологическими школами, состоит в понимании одаренности как неких качеств личности – которые можно развить «субъективно». Отечественная школа ТРИЗ, поставив в свое время задачу технологизации творчества при решении сложных задач, сформулировала противоположный подход. Суть его можно кратко изложить следующими тезисами:

1. Развитие технических, социальных и иных систем происходит не «как попало», а закономерно. Этот тезис является одним из краеугольных камней современной ТРИЗ и многократно был подтвержден обширной инновационной практикой. Сегодня ТРИЗ и программные продукты на ее основе широко используются в мировой и отечественной практике, полностью подтвердив свою состоятельность.

2. Развитие одаренности – т.е. способности ребенка синтезировать новое – можно понимать не как увеличение способности к хаотичному, подсознательному перебору вариантов в поисках ответа – а как развитие способности к сознательному поиску решения сложных проблем

3 Освоение такого рода технологий – накопленных и отработанных в первую очередь в рамках отечественной школы ТРИЗ – приводит к двум педагогически ценным результатам:

- формирование компетенций в области творческой работы через изучение работоспособных приемов решения нестандартных задач;

- как следствие – развитие тех качеств личности, которые соответствуют понятиям «креативность» и «одаренность».

Важно отметить, что развитие одаренности и креативности как самоцель не достигает столь же высоких результатов, как в случае освоения в первую очередь технологий творчества. Качества личности разовьются вследствие данной педагогической работы.

Помимо этого, следует отметить важную составляющую развития одаренности. Это личность учителя, ведущего данную работу. Обширный биографический анализ показывает: для обеспечения такого рода роста педагог должен обладать специфическими личностными чертами. Обобщая данные из литературы, можно утверждать, что появлению ТЛ на раннем этапе ее развития способствует педагог, отличающийся следующими личностными особенностями:

1. Любовь к Ученику, окружающим людям и миру.

2. Творческое мироощущение и творческо-безбоязненная деятельность хотя бы на бытовом уровне.

3. Желание и умение обеспечить свободу развития Ученика.

4. Осознанная личная ответственность за развитие Ученика.

Второй важный компонент – содержание подготовки. Такого рода педагогу, ставящему целью развитие одаренности ученика, желательно научить учащегося:

а) совершенно свободно пользоваться различными инструментами исследования (ТРИЗ, системный анализ, диверсионный анализ, логика, шкалы оценок) и менять или использовать как взаимодополняющие средства их в зависимости от обстоятельств;

б) замечать собственные и чужие ошибки и исправлять их, в том числе – позитивно критиковать и уметь «перерастать» преподавателя, находить новые применения однажды полученной идеи, додумывать мысли «до конца». даже если конечные выводы не нравятся самому. (Ибо, как заметил психолог А.Н. Леонтьев, «Неосознанное вообще произвольно невоспроизводимо»);

в) пользоваться известными моделями познания, а также создавать новые;

г) испытывать радость при самостоятельном изобретении или открытии нового.

Такая работа приводит к росту одаренности даже у тех учащихся, которые изначально таковыми не были. Т.е. одаренность педагогически формируема независимо от начального ее уровня. Более серьезные барьеры на пути ее развития чаще всего составляют нежелание учиться, обычная лень и пассивность учащегося, безответственное отношение педагога.

Данная концепция неоднократно была опробована в ходе педагогических экспериментов. Не будем подробно останавливаться на них, лишь заметим: традиционный подход к одаренности – развитие личностных качеств как самоцель – часто таит серьезный отрицательный эффект. Кратко суть его сводится к следующему: развивая личностные качества – без снабжения соответствующими технологиями – ребенка вполне можно вывести на более высокий, чем сверстники, уровень в какой-либо предметной области. Тому есть масса примеров. И ребенок, «перерастая» свой возраст, приобретает «синдром бывшего вундеркинда»: он уже бывал на всех высотах, вкусил благ и признания, и теряет дальнейший стимул для роста и развития. Ведь он уже «все» видел. Не зря среди тех, кто в детстве был вундеркиндом, в молодости и зрелом возрасте так высок процент неврозов, психологических девиаций и даже суицидов. Подробнее см. [5].

Подход, заявленный в данной работе, гарантирует и ученика и его учителя от названных неприятных эффектов «выгорания», поскольку учащийся получает в первую очередь инструментарий для восхождения к творчеству. Это очень напоминает старинную притчу о том, что лучше давать голодному человеку – рыбу или удочку. Освоение технологий творчества – это снабжение учащихся «удочками», которые будут кормить их всю жизнь.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Альтшуллер Г.С., Верткин И.М., Как стать Еретиком. Жизненная стратегия творческой личности, в Сб.: Как стать Еретиком /Сост. А.Б. Селюцкий, Петрозаводск: Карелия. 1991, с.10 - 184.

2. Вёрткин И.М., Бороться и искать... О качествах творческой личности, в Сб.: Нить в лабиринте / Сост. А.Б. Селюцкий, Петрозаводск: Карелия. 1988, с. 7 - 94.

3. Викентьев И.Л., Березина В.Г., Модестов С.Ю. Встреча с Чудом. [Текст]. СПб: 1994.

4. Лалин С.В., Модестов С.Ю., Некоторые упражнения, использующиеся при обучении подростков ТРИЗ.

5. Модестов С.Ю. Корпоративное обучение (монография). Спб: СПб ГУСЭ, 2010.

6. Модестов С.Ю. Сборник творческих задач по биологии. СПб: Акцидент, 1998.

7. Сафонов В.В. Маленькие гении