Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Сочинение - это умение сочинять, или Неочевидная литература.

Курс для старшеклассников и их родителей.

 

к.п.н., Модестов С.Ю.

 

                                                                                                                                                                      "...нельзя сказать, что молодёжь мало читает.                                                                                                                                                           Молодёжь много читает. Но не книг."

                                                                                                                                                                       М. М. Жванецкий.

 

Литература - прекрасный курс. Пожалуй, это единственное средство, которое позволяет за короткое время ознакомиться с культурой родной страны, передать подрастающему поколению какое-никакое воспитание, приучить мозг к сосредоточению, выработать нужные интеллектуальные умения и так далее. Одна беда - скучноваты классики для современного подростка.

И есть два нюанса: во-первых, школьный возраст - пора, когда подрастающий человек начинает входить в силу, пробовать свои возможности, но по причине определённого возрастного криворучия далеко не везде можно приложить усилия. Но запрещать делать что-либо созидательное, если у молодого человека возникает такое стремление - значит идти против нынешней гуманистической традиции.

А во-вторых, современная практика поступления в вузы создаёт у молодёжи дефицит времени, потому что надо готовиться и на отвлечения времени нет.

Где же найти сферу, где старшеклассник может попробовать себя в роли созидателя и сделать при этом что-то учебно-полезное без боязни потерять драгоценное время?

Ответ - в литературе.

Это как раз то место, где можно познавать мир без всяких опасностей, где можно творить и пробовать свои силы при построении любых миров без боязни что-то испортить, так как текст - идеальная среда для моделирования.

Однако отметим, что количество читающей молодёжи устойчиво снижается - при всех доводах "за" и педагогической привлекательности литературного дела. По меткому выражению М.М Жванецкого, "...нельзя сказать, что молодёжь мало читает. Молодёжь много читает. Но не книг." Претензии к тому, что наши дети мало читают, не очень обоснованы - сетевая культура требует достаточно больших объёмов чтения, но это "сверхкороткий формат"- сообщения, заметки, анонсы. Мозг действительно отучается прорабатывать длинные тексты. Конечно, это плохо. Но большинство попыток заставить молодежь читать не имеют успеха, поскольку книга в сенсорном плане проигрывает современным фильмам, компьютерным технологиям, сетевому общению. Современный молодой человек - объективно ли, субъективно - но психологически выше книги. Возрастные авторы ругают молодёжь за "клиповость" мышления, и это так - но. В чем же "но"?

В том, что на фоне всего написанного, сказанного, снятого и опубликованного подавляющее большинство литературы "и так понятно", произведения не несут в себе субъективной новизны и/или не соответствуют современному темпу восприятия. Ведь сами клипы, ставшие эпитетом фрагментарного, отрывочного восприятия, возникли вполне закономерно, как и "Чёрный квадрат" Малевича, а позже - "Идеальный роман" М. Фрая и многие другие подобные произведения. Они возникли как результат естественного истощения сферы. В любой области деятельности рано или поздно наступает момент, когда все открытия сделаны, все слова сказаны, все темы раскрыты - и остаётся два пути: либо повторы и перепевы, либо разработка новой области. Первый путь психологически проще и комфортнее. Литература в этом плане не исключение - ведь не зря возникла сентенция, что для постмодернизма характерна цитатность. Кинематограф очень показателен: ремейки, многосерийные фильмы, переосмысления - вместо качественно новой продукции. Немногие сейчас отваживаются на запуск нового содержания, проще выдать "новое прочтение", "авторское видение".

Это осознание не отменяет отрицательного действия клипового мышления на образование и развитие, но приводит к пониманию, как с этим бороться и что делать дальше. Для сферы воспитания, для конкретного родителя и педагога в полный рост стоит вопрос: что делать? Ограничиться "натаскиванием" на тесты, чтобы отвязаться от ОГЭ и ЕГЭ? Но умным взрослым, которые хотят своим детям хорошего, ясно - такой пласт, как литература, пропускать нельзя, слишком много теряется. Лечь костьми в попытках приохотить к чтению? Традиционными методами вряд ли получится.

Что же ценного в изучении литературы? С точки зрения педагогики, главное - воспитывающий эффект придуманных автором событий - раз, и овладение родным языком в его многообразии - два. Но нет ли другой похожей сферы, где можно получить те же результаты? Не для всех, но для наиболее разумных и ответственных родителей и их детей есть ответ, хоть и неочевидный.

Для конкретного молодого человека нужен переход из пассивного (потребитель) в активное состояние (создатель) - или не только изучать, но и создавать новые литературные произведения. Из практики творческой педагогики известно: нет лучше способа освоить какой-либо материал, чем через собственную творческую деятельность.

На самом деле, в голове у современного старшеклассника вполне достаточно содержимого, чтобы вполне квалифицированно писать - во всяком случае, в короткой форме, и получать от этого такой же развивающий эффект, как от чтения литературы, и даже больше. Не хватает лишь передаваемых методик - понимания, как писать. Пассивный разбор произведений на уроках литературы является образовательным минимумом, на котором можно смело строить собственную творческую деятельность.

Здесь на первый план выходят две сферы с наибольшим развивающим потенциалом. Это стихосложение и фантастика. Почему? Они хоть и представлены в школьной программе, как и основной массив произведений, но "проходятся" с ознакомлением, без особого погружения. Не будем винить составителей - по-другому никак, слишком велик объём знаний, накопленный нашей цивилизацией, школьная программа и есть фронтальное знакомство с культурой человечества. Но стихи - это то, что даёт исключительную пищу для развития эмоций, "эмоционального интеллекта", а фантастика - для развития интеллекта через воображение. Оба эти жанра требуют самого главного - они требуют воображения.

Поэтому вашему вниманию предлагается курс становления навыков сочинительства -

- для успешного написания сочинений,

- для качественного "письменного" общения,

- для социальной адаптации во взрослом мире,

- для эффективного выражения своих мыслей в дальнейшем,

- и для всего того, для чего в нашем мире может понадобиться умение эффектно и грамотно писать.

Важно отметить: все, что может дать школа - надо брать в школе. Данный курс не дублирует школьную программу, а существенно дополняет ее.

Курс состоит из трёх очень разных разделов.

Первый - создание идей, или О чем писать?

Второй - драматургия событий, или Что писать?

Третий - текстовые приёмы, или Как писать?

Проза и поэзия представлены в этих разделах примерно в равных долях. Каждое занятие состоит из "прозаической" и "поэтической" частей. Итак, программа.

Введение. Идеи и сочинение.

Почему литература невозможна без идей? Идея как основа сочинения, произведения, стихотворения. Идея как цель произведения.

Получение качественных идей для сочинения. Системный оператор - иерархия идей. Сколько надо идей на одно произведение? Четырёхэтапный эвроритм.

Инерция мышления. Что мешает сочинять? Почему "...стихи свободно не текут"? Неалгоритмические методы борьбы с инерцией мышления. Метод проб и ошибок. Метод фокальных объектов (Э. Кунце). Морфологический анализ (Ф. Цвикки). Бином фантазии (Дж. Родари).

Драматургия событий.

Сочинять - значит придумывать события и обстоятельства. На чем построить рассуждение? Тревожность — эволюционное явление. Наслаждение страданием в литературе и его отрицательные эффекты. Герой, Антигерой и трехчастная драма. Яркое и важное. Противоречие разрешается в Герое. Форма и сущность. Герой и Внешние обстоятельства. Цели героя. Сдвижка контекста. Трагический драмконфликт. Истинно комический, положительный драмконфликт. Мотивы и их обработка.

Текст: структура произведения.

Дозирование информации по А. Митте. Расстановка фигур на доске. Метод снежинки: развёртывание (от эпитета к истории). Части речи и увлекающий текст. Остранение (Л. Толстой, А. и Б. Стругацкие). Точка зрения (Г.-Х. Андерсен).

Фоника.

Задачи и теория стихосложения. Разделы стиховедения. Поэзия и проза, стих и проза. Понятие фоники и инструментовки. Основные виды инструментовки (ассонанс и аллитерация). Как применять инструментовку в стихе? Изготавливаем первые стиховые наработки.

Семантизация звука.

Ономатопея, звукоподражание, кинетическая инструментовка. Звукосимволизм. Звуковые ассоциации. Звукопись как инструмент создания стихотворения. Звуковая сторона стихотворного текста. Как заставить произведение красиво звучать? Делаем плацдарм для собственных стихотворений.

Рифма.

Зачем она нужна? Функции рифмы. Классификация рифмы (с точки зрения её звукового строения, лексических и грамматических признаков, слогового строения, взаимного расположения). Как сейчас применяется рифма? Чем качественная рифма отличается от банальной? Изобретаем собственные сильные и красивые созвучия. Произведения могут звучать в полную силу. Выразительность сочинения.

 

Дополнительно:

Зачем писать фантастику?  

Творчество, не зависящее от способностей.