Предложение для музеев.
Наше предложение сотрудничества адресовано тем музеям, которые хотели бы увеличить посещаемость своих залов за счёт разворачивания сети образовательных услуг.
Традиционное восприятие музеев — хранилище культурных ценностей, любопытных диковин и место культурного досуга. Сейчас развивается новое направление — "музейная педагогика". Текущее понимание музейной педагогики — это освоение и постижение бескрайнего пласта собственно музейного ресурса, разных дополнительных и "расширительных" относительно обычной школы знаний.
В современных музеях с прекрасным оборудованием и современными экспозициями хранятся культурные богатства, они - живая летопись человечества. И посетителей тоже много; создаётся впечатление, что музейные фонды работают с высоким КПД. Однако не бросается в глаза особенность: музейная педагогика — "источник для избранных".
Кто регулярно ходит в музей? Наиболее интеллектуальная фракция общества. Кто способен по-настоящему понять сложный культурный код большинства картин или скульптур, скажем, Русского Музея или Эрмитажа? Люди, имеющие специальную подготовку или образование. Кроме интеллектуалов, в крупных музеях много иностранцев, но они тоже — далеко не массовый посетитель. Получается, что огромные финансовые вложения в музейные фонды работают с низким КПД, систематически "промахиваясь" мимо основной массы населения.
Наверное, плоха не "элитарность" этой сферы — ладно уж, таковы реалии — а то, что огромный пласт ценнейшего культурного наследия простаивает, в то время как общая информационная "зашумлённость" снижает качество образования.
Т.е. вопрос в следующем — на фоне объективного падения качества образования желательно задействовать музейные ресурсы, поскольку музеи представляют собой живую информационную среду и вполне способны дать детям и учителям то, что выпало из школьной программы за последнее время.
Здесь хорошо бы сделать две вещи:
1. обратить музейные ресурсы в сторону школы, т.е. согласовать по содержанию их и новый федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). Не в обиду многим музеям будь сказано, но основная часть их информационного потока - это факультатив про самих же себя, т.е. непрерывная самопрезентация.
2. А для этого - творчески дополнить ставшую традиционной форму подачи материала, когда речь идёт о школьниках.
Драматургия учебного материала и ФГОС, или Чем хороший экскурсовод отличается от плохого?
Несколько лет назад сын одного из наших экспертов ходил по абонементу в Русский музей. Эксперт с удовольствием ходил вместе с ним и сравнивал рассказы прекрасного экскурсовода с тем, что слышал от других экскурсоводов и в других местах. Её рассказы увлекали почти весь класс за вычетом двух человек — одного часто ездившего в машине мальчика, которого не держали ноги (через 20 минут он устойчиво искал скамейку), и одного записного двоечника (он терял на пятой минуте нить рассказа). Остальной класс слушал, разинув рот, и ещё запоминал материал — как минимум до следующей встречи.
Как же строила свой рассказ та очаровательная леди?
В её словах картина представлялась драматургическим произведением, т.е. рассказом или повестью с действующими лицами, которое имеет завязку, развитие, кульминацию и финал. Плохие же экскурсоводы описывали картину как рассыпающееся множество графических элементов: листочки, цветочки, вензелёчки...
Именно драматургия рассказа и превращает картину в образовательно-значимый ресурс, делая её не просто самоценной "вещью в себе", а частью живой образовательной среды, которая даст ребёнку возможность погрузиться в изучаемый материал и освоить его без формального "прохождения".
Предложение для музеев
Музейные фонды - живая образовательная среда для многих школьных предметов. И школам, и музеям следует образовать взаимовыгодное сотрудничество в плане развития современного образования. Сотрудничество предполагает следующие основные пункты:
1. Небольшой рассказ о ФГОС.
Образовательный стандарт (ФГОС, федеральный государственный образовательный стандарт) - это подробный структурированный список тех знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть школьник - предмет за предметом, класс за классом. Каждый элемент информации, отдельная учебная модель, подлежащая усвоению, называется компетенция (ранее — дидактическая единица). Это основной документ, определяющий содержание образования.
Именно из творчески обработанных дидактических единиц ФГОС — по соответствующим предметам - и должны складываться занятия и экскурсии, о которых идёт речь в проекте. Мы приедем и расскажем заинтересованным сотрудникам музея о том, что такое ФГОС и как его использовать для привлечения школьной общественности.
2. Элементы школьной педагогики.
Школьная педагогика имеет свою специфику и отличается от, например, экскурсионного дела или психологии. Главное отличие школьной педагогики - сознательное формирование знаний и умений, целенаправленное обучение. Именно этот вектор и отличает дидактический подход от других - ребёнок должен не просто ознакомиться с материалом и приятно провести время, он должен понять и запомнить, уметь как минимум ответить про это на опросе, как максимум - сознательно применять изученное. Иными словами говоря, на музейном материале формируются знания и умения школьника. Такой подход несколько отличается от традиционного музейно-экскурсионного дела.
3. Обучение основам драматургии увлекательного рассказа
Увлекательное повествование, в отличие от скучного, имеет свои законы изложения, использующие особенности восприятия нашей психики. Талантливые писатели эти законы сознательно или интуитивно использовали при построении своих произведений. Эти же закономерности применяют в каком-либо виде талантливые рассказчики. Чаще всего человек, связанный по работе с аудиториями слушателей, нуждается лишь в вербализации этого опыта - описании закономерностей движения сюжета. Краткий рассказ о закономерностях интересного изложения - третья часть нашей встречи с вашими сотрудниками.
4. Создание программ на основе ФГОС
На основании ФГОС и музейного материала, личного опыта и знаний специалистов и экскурсоводов, рождаются плотные и компактные занятия-экскурсии, которые помогут увлечённым, но информационно-перегруженным школьникам лучше освоить нужные им области современной школьной программы.
Эти программы — совместная коллективная интеллектуальная собственность автора-экскурсовода и ООО "Управление знаний". Они будут предлагаться школам регионов России, между ООО «Управление знаний» и музеем заключается договор.
Несколько важных замечаний.
Главное отличие проекта — уплотнённые учебные туры, в них за относительно короткое время осваивается большое количество знаний за счёт сочетания трёх равноправных компонентов:
1. «накачка» знаниями, компактное обучение-погружение происходит в музее.
2. «приручение знаний», творческая обработка полученных знаний происходит в библиотеке-партнёре, которая выдаёт группе литературу по предмету.
3. наличие «твёрдых копий» — работа с литературными и медиа-источниками — начинается в библиотеке-партнёре и продолжается дома, с использованием специальной системы осмысленной обработки информации «Интеллектуальный партнёр», выдаваемой участникам тура.
От кого что требуется?
от музея:
-
выделить группу сотрудников, которые хотели / могли бы заниматься проектом и которым музей согласен выплачивать премии за счёт тех групп, которые собрались на программу, разработанную конкретным автором — ВРГ, временная рабочая группа.
-
предоставить возможность проводить обучение их
-
совместно с «Управлением знаний» проанализировать содержательное соотношение образовательного стандарта и экспозиций музея
-
на этом основании разработать первую часть образовательного тура. Остальные две делает «Управление знаний».
от «Учёного мира»
-
предоставить образовательный стандарт и выдержки из него, отвечающие содержанию экспозиций музея
-
провести обучение ВРГ по вопросам школьной педагогики в рамках проекта
-
консультировать работников музея при разработке первой части тура
Связаться с нами можно любым удобным способом.