Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

«Что? Где? Когда?»

Модестова Т.В.

 

«Что? Где? Когда?» — интеллектуальная телевизионная игра, в которой команда из шести игроков, называемых «знатоками», ищет правильный ответ на любой заданный им вопрос при помощи мозгового штурма в течение одной минуты. За правильный ответ очко получает команда «знатоков», а если они дают неправильный ответ, очко начисляется их противникам. Побеждает сторона, набравшая шесть очков.

 

Игра была создана телеведущим Владимиром Ворошиловым и Наталией Стеценко в СССР. Первый выпуск передачи вышел в эфир 4 сентября 1975 года. Правила игры в первые годы существенно отличались от нынешних. Игра очень быстро стала настолько популярной, что кроме оригинальной телевизионной появилась спортивная версия игры. Наибольшую популярность игра получила в русскоязычной среде.

 

Спортивная версия игры «Что? Где? Когда?» (ЧГК) появилась в 1989 году, после учредительного конгресса МАК в Мариуполе. Игра появилась на основе существовавшей с 1975 года одноимённой телевизионной игры, однако имеет ряд особенностей, главная из которых — соревнование команд друг против друга на одних и тех же вопросах. Известны следующие разновидности игры:

Очная — все команды играют в одном зале, вопросы зачитывает один и тот же ведущий (примеры — финал и некоторые отборочные этапы чемпионата мира и чемпионата России, чемпионаты городов, различные фестивали).

 

Синхронная — одни и те же вопросы играются на различных игровых площадках (в разных городах и иногда — странах) с разными ведущими (примеры — Открытый кубок России, Открытый всероссийский синхронный чемпионат, Кубок городов, Кубок провинций).

 

Телефонная или онлайн-игра — при помощи различных средств связи вопросы задаются командам-участницам, находящимся в различных местах, и так же принимаются их ответы (примеры — телефонный чемпионат МАК — «телефонка», Интернет Гран-при, Skype-ЧГК). Такой способ игры противоречит кодексу спортивного ЧГК, в частности, из-за невозможности контролировать количество участников в команде.

 

Основные правила, рекомендованные МАК для всех турниров, описаны в кодексе ЧГК. Здесь приведены ключевые из них:

 

  • В команде не допускается единовременное участие в игре более чем шести человек (ограничения снизу нет: случаи, когда игроки выступали в одиночку, известны). Разрешается наличие ограниченного числа запасных игроков в команде и замены игроков между турами.

  • На обсуждение каждого вопроса выделяется 1 минута (для блиц-вопросов, состоящих из произвольного числа вопросов, суммарное время обсуждения составляет также 1 минуту).

  • Ответы сдаются в письменном виде.

  • Основной показатель, по которому определяется место команды, - количество правильных ответов.

  • Если ответ не в точности совпадает с авторским, он может быть зачтён либо игровым жюри (на игре) либо апелляционным жюри (в случае подачи апелляции).

  • Апелляционное жюри рассматривает апелляции только двух типов: на зачёт ответа, удовлетворяющего всем условиям вопроса (так называемая «дуаль»), а также на снятие вопроса (в случае наличия в нём фактической ошибки или серьёзной фактической ошибки, в зависимости от регламента конкретного турнира).

 

Для правильного ответа на вопрос ЧГК («взятия» вопроса) требуется один или несколько логических шагов, интуитивный поиск, цепочка умозаключений и т. д. Вопросов, требующие от игроков прямого знания малоизвестных фактов, очень мало, а вопросы, которые не требуют ничего, кроме прямого знания, вообще находятся за рамками игры.

 

Распространёнными видами вопросов спортивного "Что? Где? Когда?" являются «пропуски» (требуется восстановить пропущенные слова в некотором тексте) и «замены» (требуется понять, какие слова были заменены). В некоторых вопросах используется раздаточный материал (как правило, отпечатанные картинка или текст).

 

По построению вопроса могут быть выделены такие разновидности, как одноходовки и многоходовки (в зависимости от числа необходимых для взятия логических ходов), "мозаики" (об объекте вопроса сообщаются различные факты, по которым нужно определить объект) и пр.