Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Неочевидная литература: стихосложение.

 

Филиппов Д.К.

 

Учащемуся бывает порой пересилить себя и взять в руки книгу. Даже когда читать хочется, даже когда книга вроде бы интересная. А всё равно не получается – внимание не концентрируется, рассеивается, мысли плавно переключаются на что-то более интересное, тут же рука сама собой тянется к телефону, в котором есть интернет, интересные картинки, друзья… Безусловно, эта ситуация знакома многим – когда под рукой весь спектр развлечений, сложно заставить себя одолеть большой массив информации, а если он ещё и не вызывает интереса – это становится практически невыполнимой задачей. Как же получать удовольствие от чтения, как же преодолеть барьер между непривлекательностью художественных книг и заманчивым ничегонеделанием в интернете?

Уже в школе многие отказываются от чтения – школьная программа, как правило, подаётся в достаточно неприглядном виде – заучивание хрестоматийных стихотворений, освещение биографических фактов писателей и поэтов. Всё это раскрывает лишь одну сторону литературы. А в школе у детей вряд ли появится мысль, что литературу можно показать совсем по-другому, представить в заманчивом и неожиданном свете. При этом нельзя предъявлять больших претензий к консервативному школьному образованию – свою задачу дать обобщающий обзор по всем предметам и развить кругозор у школьников оно в том или ином виде выполняет.

Однако у возникающего противоречия есть решение – активное развитие фантазии и воображения, а также осмысленный взгляд на художественные произведения. Если человек будет понимать, что он читает, если он действительно заинтересуется тем, как устроено произведение, если он прочувствует не только сюжетную канву, но и саму пульсацию работы – то произведение с головой захватит его. При этом для кого-то близкой может оказаться проза, а для кого-то – стихи. Беда лишь в том, что школьная система образования не ставит своей задачей заинтересовать в литературе школьника. Задача совершенно иная – бегло ознакомить его с материалом и подготовить к выпускным экзаменам (ОГЭ, ЕГЭ). Какой тут интерес?

Замечено, что студенты также читают мало и нерегулярно, а школьные уроки литературы зачастую поминают крепким словцом. Тем не менее, если вовремя подсунуть им интересную, подходящую книгу, отвечающую каким-то их внутренним переживаниям, жизненным событиям (для автора в своё время такой книгой стали «Приключения Вернера Хольта» Дитера Нолля), и научить их не просто читать, а понимать и анализировать прочитанное, то вне сомнений, процесс чтения настолько увлечёт, что эти люди уже никогда не бросят книги. Вопрос лишь в том, как найти эти самые подходящие к настроению рассказы, повести и стихотворения? Кто подскажет, что с ними делать? Где гарантия, что произведения не вызовут отторжения, подобно тому, какому порой вызывали те или иные тексты из школьной программы? Здесь приходит на помощь курс «неочевидной литературы».

Любая литература требует воображения – как от писателя, так и от читателя. Воображение позволяет человеку стереть, размыть грани реальности, погрузиться с головой в созидание, в размышление, в сознательное осмысление мира – как своего, личного, внутреннего мира, так и всей окружающей атмосферы. Именно поэтому оказывается ценной контаминация, слияние двух на первый взгляд непохожих подходов к творчеству – стихотворного (где изливаются эмоции, где выставляется напоказ душа, где слова приобретают очарование за счёт своей мерно-ритмизованной формы, а душа сливается с воображением и творит за счёт него) и фантастического (где человеческие эмоции с помощью воображения стремятся выйти за рамки обыденного, а лирический герой получает свободу самовыражения за счёт просторов мысли). При умелом знакомстве с поэзией и фантастической литературой (причём нет ничего удивительного в том, что зачастую мы видим пересечение этих типов художественного творчества) у читателя может открыться неизведанный доселе интерес к литературе как таковой, заработать собственное воображение, а также появиться желание взяться за творчество самостоятельно. Именно эта литература, требующая воображения, на мой взгляд, способна не только привить любовь к чтению, но и научить людей извлекать из художественных книг пользу. В рамках нашего курса оба ключевых подхода – стихотворный и фантастический – совмещены, что позволяет заходить с разных сторон к желаемой цели, в полной мере используя воображение.

В первую очередь стоит сказать, что запоминание моделей лучше всего идёт не на слепом их заучивании или повторе, а при попытке самостоятельно построить модель. Многие в детстве пытались сами придумать какой-нибудь простенький сюжет и записать его, написать стихотворение, разыграть какую-то придуманную сценку. Всё это оказывается чрезвычайно важно при ближайшем рассмотрении. Овладевая теми или иными навыками, мы должны их закреплять, чтобы быть готовыми в полной мере ими пользоваться. В литературе этот принцип абсолютно такой же.

В ходе курса мы не только учимся анализировать прочитанное, обращать внимание на структуру и форму текста, но и создавать тексты самостоятельно. Всё это проходит на фоне огромного количества стихотворных произведений, которые рассматриваются под разными углами, обсуждаются, разбираются буквально по кусочкам. Перенимая какие-то приёмы у поэтов и запоминая теоретические сведения, участники курса затем создаются собственные поэтические опыты, которые впоследствии не стыдно показать друзьям, прочитать на каком-то важном мероприятии, да и просто перечитать для себя. Кроме того, некоторые разделы стиховедения отлично подойдут для дальнейшего анализа и прозаических текстов, которые также будут даваться участникам на занятиях.

Курс направлен на получение следующих результатов:

  • Развитие памяти через продуктивную деятельность

  • Самостоятельный анализ литературных произведений с привлечением терминологии

  • Готовность к участию в дискуссиях на соответствующие темы

  • Изучение общих тенденций и обзор русской поэзии 18-20 веков

  • Знакомство со строением и теорией стиха

  • Возможность определения учеником принадлежности литературного текста к тому или иному роду, жанру, течению, периоду в литературе

  • Установление авторства по предложенному тексту

  • Формирование собственной точки зрения с возможностью разносторонней аргументации

  • Развитие гармоничной личности

С программой курса (и в частности, с занятиями по стиховедению) можно познакомиться в группе.