Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Всего на всех не хватает, потому что всего мало, а всех - много.

Народная мудрость.

Образовательный минимум и зачем выходить за его границы.

С.Ю. Модестов

Школа в современной России героически решает проблему средств и финансирования. Государство, конечно, что-то даёт - и этого даже на что-то хватает - но когда сравниваешь степень бесплатности нашего образования с бесплатностью образования в некоторых других странах, сравнение не всегда в нашу пользу. При этом многие справедливо возмущаются, что степень бесплатности нашего образования никак не отвечает степени его нужности.

Старшее поколение помнит советские поликлиники и больницы — они были бесплатными, но разными по качеству медицинского обслуживания. Противоречие между платностью и бесплатностью современные власти в медицине разрешили путём компромисса — созданием ОМС, обязательного медицинского страхования, где официально прописано — что точно нужно нашему человеку лечить, а что лечить не обязательно.

Это не лучший ход, но во всяком случае если уж крепко прижмёт — можно сходить полечиться за деньги и получить-таки требуемый эффект, поскольку где болит — обычно сам знаешь. Гораздо непонятнее обстоит дело с образованием. Школа учит старательно — много чему. Дополнительное образование — прекрасное изобретение нашей страны, многочисленные дома и дворцы детского творчества в целом сохранились и до сих пор бесплатно можно учиться и танцам, и музыке, и вышивке, и авиамоделизму и тоже много чему ещё. Однако, если в медицине список заболеваний по ОМС действительно описывает круг жизненно важных проблем со здоровьем — в нём есть даже зубные дела, несмотря на все происки частных стоматологических клиник — то в образовании сложно сказать, чему помимо государственного перечня дисциплин следует учить ребёнка.

На первый план тут выходит талант и желание. Хорошо, когда родители достаточно умны и подготовлены, чтобы распознать в своём маленьком ребёнке музыкальный слух, или актёрское дарование, или золотые руки художника, или взгляд будущего фотографа. А если нет? Если у родителей не хватает квалификации, чтобы разглядеть будущий талант? Или они не могут отделить свои амбиции от реального желания/нежелания ребёнка заниматься одним и не заниматься другим делом? Или отношения в семье сложились плохо, и задёрганным родителям не до будущих талантов, которые ещё неизвестно, проявятся ли. Или семья живёт в маленьком региональном городе, вдали от центров культуры и искусства? По меткому выражению Сергея Снегова, известного советского писателя-фантаста, "мы в целом не дорастаем до самих себя — такова беда нашего времени" (С.А. Снегов, Люди как боги, Лениздат, 1982, с. 26).

Однако, "мир таков, каков он есть, и больше никаков". Будучи не в силах поменять общий уклад современного мира — и в первую очередь экономику — многие стараются создать, несмотря ни на что, условия для восхождения талантов и развития детей — в том числе в надежде на улучшение будущего.

При этом — заметим! — практически каждый ребёнок в чём-то талантлив. Первое препятствие, первый вопрос — неправильный относительно возможностей молодого человека подбор условий и стимулов, которые позволяют этот талант "зацепить". Подробнее этот механизм описан в работе "Встреча с Чудом". Хорошо отработанный ответ на этот вопрос — личное знакомство с крупными произведениями науки и искусства, погружение в среду творческих продуктов.

Накопленное в художественных и научных музеях - в диапазоне от Русского музея и Эрмитажа до Музея Арктики и Антарктики и Ботанического сада — представляет собой не просто коллекцию артефактов, на которые забавно поглядеть — "ты же в культурной столице!" Это — огромный ресурс, который наглядно покажет всё, что может человек и поможет растущей и крепнущей личности найти то направление в бескрайнем мире человеческой цивилизации, которое будет поддерживать живой познавательный интерес на протяжении всей жизни.