Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Статьи и методические материалы

Творчество, не зависящее от способностей. 

Традиционный подход к творчеству опирается на понимание его как таинственного процесса исключительно «в голове» творящего. Человек исключительно собственным усердием придумывает нечто новое — и именно оно лежит в основе развития. Такой подход сильно ограничивает возможности человека — ведь способности части бывают врождёнными. Но это противоречит гуманистическому подходу — нужна область, где могут творить все — даже инвалиды и лица с ОВЗ. В качестве такой области творчества было выбрано создание текстов: писательское мастерство...

  

Больше знаний - меньше времени, или Ещё про образовательный туризм.

В попытках втиснуть как можно больше информации в отведённое природой время Министерство образования перегрузило сетку не очень нужными предметами, сократив часы на фундаментальные научные дисциплины и вызвав неудовольствие многих родителей и учителей с классическим образованием. Одно из проявлений прекрасно знают учителя — в практике современной школы есть фракция учащихся, «выпадающих» из процесса.

 

Социальная подготовка в наших турах.

Проблема, пока не решённая современной массовой школой — обучение жизни в обществе. Попытки предпринимаются давно. Социальный педагог и психолог школы, даже если они есть, едва справляются с «проблемными» ситуациями. В штатном режиме социальная подготовка не ведётся, поскольку не хватает «мощностей». Возникает противоречие: надо готовить ребёнка к жизни в обществе, не ограничиваясь только каталогизацией опасностей, и некогда это делать...

 

Образовательный минимум и зачем выходить за его границы.

Если в медицине список заболеваний по ОМС действительно описывает круг жизненно важных проблем со здоровьем — в нём есть даже зубные дела, несмотря на все происки частных стоматологических клиник — то в образовании сложно сказать, чему помимо перечня дисциплин государственного стандарта следует учить ребёнка. И главное  зачем выходить за эти границы?..

 

Одарённость — это результат, а не предпосылка.

Создано немало систем воспитания человека, но появление творческих личностей до сих пор остается феноменом. Существует два противоположных подхода при работе с одарёнными детьми. Первый, традиционно развиваемый психологическими школами — одарённость есть заданные "свыше" качества личности, которые можно развить «субъективно». Отечественная школа в своё время сформулировала качественно иной подход...

 

Техника, труд и талант в искусстве.

В какой мере соотносятся между собой в искусстве талант, труд и техника? Конечно, этот вопрос сразу же будет тянуть за собой вереницу других: что является основополагающим, главенствующим? Без чего нельзя вообразить искусство? Как стать гениальным актером?  Можно ли научиться писать стихи?..

 

Что? Где? Когда?

Игра «Что?Где?Когда?», появившись в 70-е годы в СССР, является исконно отечественным изобретением, основанным на интеллекте. Этот праздник эрудиции приучает ребенка к радости интеллектуальной работы, получать удовольствие от самого процесса мышления, что в современной массовой культуре практически отсутствует и даже сознательно нивелируется...

 

Стихосложение в школе.

Задачей современного школьного образования, безусловно, является снабжение школьников знаниями по возможности во всех областях науки – всего понемножку. Здесь вам и биология, и математика, и литература, и химия – ребёнок должен развиваться везде и сразу...  

 

Сочинение - это умение сочинять, или Неочевидная литература

Литература - прекрасный курс. Одна беда - скучноваты классики для современного подростка. На фоне всего написанного, сказанного, снятого и опубликованного подавляющее большинство литературы "и так понятно", произведения не несут в себе субъективной новизны и/или не соответствуют современному темпу восприятия. Для сферы воспитания, для конкретного родителя и педагога в полный рост стоит вопрос: что делать?.. 

 

Неочевидная литература: стихосложение.

Уже в школе многие отказываются от чтения – школьная программа, как правило, сводится к заучиванию стихотворений и биографическим фактам. При этом нельзя предъявлять больших претензий школьному образованию – свою задачу развить кругозор у школьников оно в том или ином виде выполняет. Однако у этой ситуации есть возможное решение...

 

Творческие задачи.

Данная статья позволяет учителю, имея "в руках" любой минимально интересный пример, сконструировать из него творческую задачу необходимой сложности в соответствии с целями и задачами урока, например, для проверочной работы, опроса или зачета. 

 

Нейминг, или Древние языки...

Какие-то названия привлекают внимание, заставляют остановиться и посмотреть. Мимо чего-то мы проходим, не удостоив вниманием вроде бы удачное словосочетание. Хорошо подобранное название проекта или статьи вызывает доверие, интерес или, как минимум, внимание у человека. Не говоря уже о том, что в современном пересыщенном информацией мире любая деталь способна спровоцировать узнавание. Как же подобрать удачное название?

 

Образовательные поездки.

В биографии большинства писателей или поэтов присутствуют в той или иной форме путешествия, в крайнем случае — смена места обитания. Таких примеров множество – кто-то совершает визиты в другие города и страны по своей воле, кому-то приходится бежать, кого-то насильно сгоняют с насиженного места. Однако итог один – смена места проживания ведёт за собой смену восприятия мира, смену рабочей обстановки и ворох новых впечатлений вкупе с открытием новых локаций, героев, сюжетов для произведений.

 

Техника, труд и талант в искусстве.