Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Стихосложение как внешкольный курс.

 

Филиппов Д.К.

 

Задачей современного школьного образования, безусловно, является снабжение школьников знаниями по возможности во всех областях науки – всего понемножку. Здесь вам и биология, и математика, и литература, и химия – ребёнок должен развиваться везде и сразу. Такая система вне всякого сомнения обладает большим количеством плюсов – всестороннее развитие, которое получает ученик, помогает ему расширить горизонты в различных сферах науки и культуры, «попробовать себя» в той или иной сфере деятельности, решить, к чему он более склонен – к техническим наукам или гуманитарным. Но в такой системе есть и минусы.

Допустим, ученик с детства живёт книгами, зачитывает до дыр своих любимых авторов, порой не может оторваться от книги и ночью, подсвечивая под одеялом таинственные приключения героев фонариком. Или другой пример – ребёнок обнаруживает непреодолимую тягу к написанию своих стихотворений или рассказов – он пробует себя в роли начинающего автора, стараясь подражать слогу того или иного писателя или поэта, черпая задумки для произведений из необъятного мира своего воображения. В обоих случаях, разумеется, одной только школьной программы ученику будет недостаточно, чтобы перейти на качественно другой уровень, погрузиться в тайны того или иного произведения с головой, не просто читая и запоминая сюжетные перипетии, но и анализируя прочитанное. Равно как и выстроить собственный текст не только за счёт эмоциональной составляющей и желания, но и с помощью специальных технических приёмов и инструментовки, качественно возвышающей текст. Увы, школа в таких вопросах не только не может помочь, но в каких-то случаях способна даже убить зачатки стремления юных авторов или исследователей. Строго обязательная и равная для всех программа может стать непреодолимым барьером для людей, стремящихся выйти за её рамки и раскрывать свой потенциал, исходя из своих предрасположенностей. Ведь вспомним — в школе обязательны для изучения такие непростые для понимания и всеобъемлющего анализа авторы, как Достоевский, Толстой, Горький, Шолохов, но вряд ли есть место для более понятных и интересных детям Каверина, Гайдара или Пантелеева с Белых. Что касается теории стихосложения, то, как правило, в школе ограничиваются всего пятью стихотворными метрами, ещё и неверно именуя их «размерами» - хореем, ямбом, дактилем, амфибрахием и анапестом – а также парой-тройкой терминов, суть которых зачастую раскрывается весьма поверхностно.

Научиться писать стихи, а не читать их, в школе практически невозможно. Если строение стихотворений Пушкина или Лермонтова школьник ещё может бессознательно уловить, то поэзия 20 века совершенно сбивает его с толку. Но если тяга к оформлению мыслей в стихотворной форме всё-таки сильнее разрозненных знаний в этой сфере – как быть?

Конечно, чтением одной только художественной литературы по этому вопросу обойтись нельзя. Надо (хотя бы на базовом уровне) понимать законы построения стиха, его отличие от прозы, суть стихотворного орнамента, инструментовки, а также многих других элементов. Но если всё это вывалить на ученика в рамках школьной программы, то, естественно, ничего путного из этого не только не выйдет, но и выйти не может. Такие знания следует давать точечно тем, кто интересуется подобными вопросами, а также тем, кто хочет писать красиво, совершенствоваться, улучшая своё поэтическое чутьё и поэтический слог.

Лучше всего такую работу организовывать вне рамок школы и школьной программы – иначе пользы будет не много. К тому же, такими внешкольными занятиями заинтересуются именно те люди, которым интересно более углублённое и всестороннее изучение литературы. На таких внешкольных мероприятиях они смогут узнать новую, полезную информацию по данному вопросу и грамотно её воспринять.

Ещё одним немаловажным элементом программы по внешкольному изучению стихосложения надо признать возможность социализации и развитие дальнейших изысканий детей в этой сфере. Социализации – потому что изучение стихосложения всегда ведётся в группах, стихи активно обсуждаются между участниками семинаров, присутствует интерактивная часть и комплексный подход к изучению материала. Что касается развития дальнейших изысканий в области стихосложения (шире – филологии), то теоретическая база, которая появится у людей, прошедших такой курс, станет отличным подспорьем не только в будущих начинаниях, но и в подготовке к ЕГЭ и поступлению в различные ВУЗы.

Нет нужды говорить о том, что часто школьникам, даже имеющим тягу к литературе, бывает невыразимо скучно и тошно воспринимать и анализировать стихи, которые им предлагают в школе. А если вспомнить, что штудируют обычно одних и тех же поэтов, по несколько лет проходят лирику одного периода, смещая акценты в сторону смысловой стороны произведений, стараясь не вдаваться в подробности, как создавался и как вообще мог возникнуть тот или иной текст, то такая муштровка может напрочь отбить желание иметь какое-либо отношение к поэзии. Более размеренный, выверенный и всеобъемлющий подход, безусловно, может заставить детей пересмотреть своё отношение к вроде бы давно знакомым авторам.

Для развития навыка написания собственных стихотворений в школе времени нет совсем – мол, пускай те, кто хотят, пишут для души. Может, это и правильно, но как человек без знания элементарных правил или хотя бы терминологии (которой, повторюсь, в школе практически не учат) сможет написать хоть что-то стоящее? Ответ очевиден – никак. А, как показывает практика, в школе очень многие дети пробуют себя в роли поэтов. К сожалению, из-за катастрофической нехватки знаний и мотивации, они быстро бросают писать, хотя, конечно, было бы разумнее направить их энергию в нужное русло, которое дало бы им и сил, и знаний продолжать своё дело.

Зачастую некоторые школьники замыкаются в стихотворениях, выражая в них свои эмоции, чувства, мысли. Для них – это важный виток жизни, в текстах они могут открывать самые сокровенные тайны, воплощать самые необычные мечты. В этой связи важным вопросом также становится вопрос самореализации ребёнка – для многих детей написание стихов превращается чуть ли в необходимость, а если у школьника ещё и будет получаться их писать, то это, безусловно, скажется и на его жизни: повысится самооценка, появится повод для гордости за себя.

Конечно, внедрение подобных курсов стихосложения в школьную программу – это лишнее. Однако организация подобных курсов со знающими преподавателями, готовыми обучить детей азам стихотворного мастерства, а также растолковать характерные для начинающих поэтов ошибки – это своеобразный выход из многих ситуаций. Так, школьники-гуманитарии смогут расширить свой кругозор и аппарат анализа, будущие филологи получат достойную теоретическую базу для дальнейших изысканий, люди, неравнодушные к поэзии, более детально рассмотрят строение поэтических текстов, а родители, в свою очередь, будут спокойны, так как их дети не только получают дополнительные знания по литературе, но и превосходно смогут ориентироваться в литературоведческом пространстве, в том числе, в возможных вариантах ЕГЭшных заданий.