Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Больше знаний - меньше времени.

 

Модестов С.Ю.

 

Объем необходимой — т.е. обязательной для усвоения информации растёт год от года. За последние сто с небольшим лет (с конца 19 века) обязательный учебный минимум был 2-3 класса, к началу войны — 7 классов, затем — 8, 10 классов. Сейчас 11 лет только школьного образования. А надо ещё что-то сверх школы...

В высшей школе — аналогично. 5 лет специалитета уступили место 6 годам — 4 бакалавриат + 2 магистратура. По факту часто нужно два высших образования, постоянно растёт количество курсов и других краткосрочных форм обучения.

В детской и подростковой среде не снижается популярность дополнительного образования, по-прежнему живы районные Дома детского творчества. Откликнулся и интернет: дистанционное образование, поиск репетиторов, есть даже бесплатное обучение — например, Подвесной университет.

Для школьной практики возникло серьёзное противоречие: учиться надо много — ибо как же иначе — ученик будет неадекватен социуму, а подготовка к взрослой жизни — главная задача образования, и учиться надо мало — иначе всё детство можно провести за школьной партой. Многие замечают: выпускники особо продвинутых школ — где много и качественно «грузят» математикой, языками, предметам гуманитарного цикла — часто совершенно несоциализированы, их взросление застряло на раннеподростковом уровне.

В попытках втиснуть как можно больше информации в отведённое природой время Министерство образования перегрузило сетку не очень нужными предметами, сократив часы на фундаментальные научные дисциплины и вызвав неудовольствие многих родителей и учителей с классическим образованием. Одно из проявлений прекрасно знают учителя — в практике современной школы есть фракция учащихся, «выпадающих» из процесса. Их видно в любом классе: большинство из них честно пытается учиться до некоторого момента, а потом «забивает» на учёбу, плывя по инерции.

Что же делать?

Сформулируем проблему: надо одновременно

 

Что

Для чего

1. Поместить как можно больше информации в единицу времени.

 Для жизненных реалий надо очень много знать

2. Освободить детям как можно больше времени

 Кроме школы вокруг много интересного, а также социализация.

3. Научить детей обрабатывать информацию, а не просто пассивно в ней плавать.

 Бороться с возрастающим объёмом внешней информации можно, переводя ребёнка из пассивной в активную форму работы с информацией. *

 

* Для этого существует отработанная в высшей школе технология, которая спустилась теперь в среднюю школу — проектная деятельность, примерно соответствующая написанию дипломов в университете, синтез собственного творческого продукта.

В ТРИЗ школы Г.С Альтшуллера есть приём «Свёртка», когда совмещаются однородные или выполняющие сходные функции объекты. В педагогике аналогичную модель разработал в 1970-80 гг. П.М. Эрдниев, она называется «Укрупнение дидактических единиц». Недавно прошёл слух, что в недрах Минобра созревает документ, запрещающий учителям много задавать. На самом деле, каждый учитель в отдельности задаёт «средне», вполне адекватно реалиям своего предмета. Однако современная палитра уроков часто избыточна. Министерство понять тоже можно — если сложить задания по всем предметам и попытаться их выполнить, то для ученика средних способностей и средней занятости времени хватит как раз от прихода домой до укладки спать

Но ребёнку хочется — и ему нельзя в этом отказать — погулять, поиграть, посмотреть телевизор, поесть, просто побыть «просто так». Не хотелось бы превращать подростка в машину для учёбы. А тенденция ведёт к этому. Эта проблема крупна, и трудно дать всеобъемлющий ответ. Но для частных случаев решения есть. На каких же ресурсах можно «сворачивать», совмещать учебный материал — экономить время без ущерба содержанию?

1. Межпредметные связи и курсы.

Если внимательно посмотреть на нашу школьную программу, то можно увидеть, что ряд частей изучаемого материала — дидактические единицы — можно совместить. В советской образовательной традиции этому частично отвечали межпредметные связи: физика+математика, география+биология. В новых условиях они преимущественно исчезли, уступив место «расползанию» учебного материала вместо компактизации.

2. Интегрированные курсы — вроде всем известного природоведения.

3. Творческий продукт. Отработанный вузовской практикой приём — свёртка разнородного материала в собственный творческий продукт (в вузе это курсовик, чаще — диплом).

Положительные эффекты:

- переход в активное состояние по отношению к информации.

- образовательная среда (Выготский)

Частично это же решение существует под названием «метод проектов».

4. Модульные курсы и «погружения в эпоху» как частный случай.

Например, эпоха Наполеона — в литературе, живописи, истории.

5. Проектная деятельность.

 

Предлагаемые нами решения родились на стыке музейной педагогики, работ Выготского, Эрдниева, Альтшуллера. В основном, они направлены нормальных учащихся — на профилактику «выпадения» из учёбы и тех, кто уже «выпал» — дабы вернуть их в русло, подтянуть до уровня, который требуется ФГОС.

На стыке четырёх перечисленных пунктов находится технология образовательного туризма. Особенность её — использование Санкт-Петербурга как учебной среды. Санкт-Петербург два столетия возглавлял Российскую империю в пору её максимального расцвета и становления современной науки и литературы. Город до сих пор хранит живую среду истории, литературы, биологии, физики и других наук — в музеях, культурно-просветительских центрах, парках, улицах (ссылка на старую статью).

Предполагаются следующие шаги:

1. Диагностика (ссылка) — выяснить, что и в каких местах «западает». Это можно сделать самостоятельно — скажем, по учебным результатам учащихся — либо с помощью опросника интересов (например, такого http://testoteka.narod.ru/prof/1/02.html).

2. Прислать нам результаты.

3. Мы разработаем специальный тур по музеям, паркам, улицам и садам, чтобы «подтянуть» ваших воспитанников. Либо можно воспользоваться готовыми программами (ссылка) для родителей, учителей, учащихся (список).

4. Вы приезжаете в Петербург на несколько дней.Каждый день будет поделён на три части: дети получают комплексные знания, затем закрепляют их на территории библиотеки, а затем — свободное время. В зависимости от погоды, расписания других организаций и ваших пожеланий части могут меняться местами.

5. По окончании тура все участники получают сертификаты об усвоении материала.