Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Живая образовательная среда, или Ещё раз о восприятии.

Школа сама по себе – явление многоплановое. Неожиданный вопрос – а что, собственно, учит? Слова учителя, учебники, самостоятельное выполнение упражнений, просмотр учебного видео, немногие оставшиеся лабораторные работы, заполнение рабочих тетрадей? Не будем забывать, что у одних детей ведущий канал восприятия – слуховой (все знают слово «аудиалы» – которые плохо понимают текст, пока им не скажут вслух), у других – визуальный, у третьих – кинестетики, которым обязательно надо всё повертеть в руках. В условиях общего обучения подбирать особые каналы восприятия для каждого ребёнка не получается. Эффективность коммуникации тем выше, чем больше каналов восприятия задействовано. Связано это с особенностями нашей психики. Где бы найти такую среду, которая воздействовала бы на максимально возможное количество каналов восприятия? Назовём это «живой образовательной средой». Очевидно: часть ребят нуждается в образовательной среде с большим количеством каналов восприятия.

У нас, в Петербурге, такие среды встречаются часто. Например, это — музеи. Зоологический музей, Ботанический сад, Океанариум и Сады живых бабочек — живая образовательная среда для предметов естественно-научного цикла: ботаники, зоологии, общей биологии и экологии. Для художественно-эстетического цикла — прекрасные Эрмитаж, Русский Музей, а для мира литературы и истории — они же, поскольку многие картины отражают сюжеты произведений и воспроизводят исторические эпохи. Также в коллекциях Эрмитажа много этнографических экспонатов и прочих древностей.

Вот этим и отличается живая образовательная среда — сенсорным материалом. Когда подросток оказывается погружённым в образовательный контекст и включаются все каналы восприятия, освоение и понимание значительно возрастают. В хорошем музее — художественном, техническом, естественнонаучном — люди погружаются в особую атмосферу достижений и уникальных объектов. Интеллектуальные умения – это умения запоминать, мыслить и воображать: хранить знания, обрабатывать их и создавать новые. Всемирно известные петербургские музеи — настоящий кладезь для развивающегося интеллекта человека, когда экспозиции предметной области соединяются с талантом рассказчика — экскурсовода или преподавателя.  

Каждая школа может легко воспользоваться этими живыми знаниями, которые придут не со страниц учебника, а в натуральном виде. К примеру, некоторые биологические музеи...

В Петербурге есть музеи практически по любым предметам школьной программы:

  • Биология
  • География
  • Изобразительное искусство
  • Литература
  • История
  • Международная Художественная Культура