Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Предложение для музеев.

 Наше предложение сотрудничества адресовано тем музеям, которые хотели бы увеличить посещаемость своих залов за счёт разворачивания сети образовательных услуг.

 

Традиционное восприятие музеев — хранилище культурных ценностей, любопытных диковин и место культурного досуга. Сейчас развивается новое направление — "музейная педагогика". Текущее понимание музейной педагогики — это освоение и постижение бескрайнего пласта собственно музейного ресурса, разных дополнительных и "расширительных" относительно обычной школы знаний.

 

Конечно, в современных музеях с их прекрасной техникой и оборудованием, с современными экспозициями сохраняются огромные культурные богатства, они - живая летопись человечества, особенно последних столетий. И посетителей в наших музеях тоже много, особенно иностранцев, и создаётся впечатление, что музейные фонды работают с высоким КПД. Однако не бросается в глаза особенность: музейная педагогика — "источник для избранных".

 

Кто регулярно ходит в музей? Наиболее интеллектуальная фракция общества. Кто способен по-настоящему понять сложный культурный код большинства картин или скульптур, скажем, Русского Музея или Эрмитажа? Люди, имеющие специальную подготовку или образование. Кроме интеллектуалов, в крупных музеях много иностранцев, но они тоже — далеко не массовый посетитель. Получается, что огромные финансовые вложения в музейные фонды работают с низким КПД, систематически "промахиваясь" мимо основной массы населения.

 

Наверное, плоха не "элитарность" этой сферы — ладно уж, таковы реалии — а то, что огромный пласт ценнейшего культурного наследия простаивает, в то время как общая информационная "зашумлённость" снижает качество образования.

 

Т.е. вопрос в следующем — на фоне объективного падения качества образования желательно задействовать музейные ресурсы, поскольку музеи представляют собой живую информационную среду и вполне способны дать детям и учителям то, что выпало из школьной программы за последнее время.

 

Здесь хорошо бы сделать две вещи:

1. обратить музейные ресурсы в сторону школы, т.е. согласовать по содержанию их и новый федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). Не в обиду многим музеям будь сказано, но основная часть их информационного потока - это факультатив про самих же себя, т.е. непрерывная самопрезентация.

2. А для этого - творчески дополнить ставшую традиционной форму подачи материала, когда речь идёт о школьниках.

 

Драматургия учебного материала и ФГОС, или Чем хороший экскурсовод отличается от плохого?

Несколько лет назад мой сын ходил по абонементу в Русский музей. Я с удовольствием ходил вместе с ним и сравнивал рассказы прекрасного экскурсовода с тем, что слышал от других экскурсоводов и в других местах. Её рассказы увлекали почти весь класс за вычетом двух человек - одного часто ездившего в машине мальчика, которого не держали ноги и через 20 минут он устойчиво искал скамейку, и одного записного двоечника, терявшего на пятой минуте нить рассказа. Остальной класс слушал, разинув рот, и ещё запоминал материал — как минимум до следующей встречи.

 

Как же строила свой рассказ та очаровательная леди?

 

В её словах картина представлялась драматургическим произведением, т.е. рассказом или повестью с действующими лицами, которое имеет завязку, развитие, кульминацию и финал. Плохие же экскурсоводы, которых я вспоминал, описывали картину как рассыпающееся множество графических элементов: листочки, цветочки, вензелёчки...

 

Именно драматургия рассказа и превращает картину в образовательно-значимый ресурс, делая её не просто самоценной "вещью в себе", а частью живой образовательной среды, которая даст ребёнку возможность погрузиться в изучаемый материал и освоить его без формального "прохождения".

 

Предложение для музеев

В современном обществе местами властвует принцип "бедные беднеют, богатые богатеют". По замыслу, это должно мотивировать субъекта к активности. Но чаще этот принцип приводит к неравномерному распределению ресурсов: денег, человеческих потоков, информации и др.

 

Музеи, надо думать, не исключение. Многие из поставленных в условия самофинансирования и самовыживания музеи вполне героически пытаются решить возникшие перед ними задачи по привлечению посетителей - например, путём организации образовательных проектов. Но всё-таки музей - не рекламное агентство.

 

Наше предложение как раз об этом. Музейные фонды - живая образовательная среда для многих школьных предметов. И школам, и музеям можно образовать взаимовыгодное сотрудничество в плане компенсации недостатков современного образования — пока ещё есть учителя, которые помнят "как надо", и есть учащиеся, желающие учиться "как положено".

 

Сотрудничество предполагает следующие основные пункты:

 

1. Небольшой рассказ о ФГОС.

Образовательный стандарт (ФГОС, федеральный государственный образовательный стандарт) - это подробный структурированный список тех знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть школьник - предмет за предметом, класс за классом. Каждый элемент информации, отдельная учебная модель, подлежащая усвоению, называется компетенция (ранее — дидактическая единица). Это основной документ, определяющий содержание образования.

 

Именно из творчески обработанных дидактических единиц ФГОС — по соответствующим предметам - и должны складываться занятия и экскурсии, о которых идёт речь в проекте. Мы приедем и расскажем заинтересованным сотрудникам музея о том, что такое ФГОС и как его использовать для привлечения школьной общественности.

 

2. Элементы школьной педагогики.

Школьная педагогика имеет свою специфику и отличается от, например, экскурсионного дела или психологии. Главное отличие школьной педагогики - сознательное формирование знаний и умений, целенаправленное обучение. Именно этот вектор и отличает дидактический подход от других - ребёнок должен не просто ознакомиться с материалом и приятно провести время, он должен понять и запомнить, уметь как минимум ответить про это на опросе, как максимум - сознательно применять изученное. Иными словами говоря, на музейном материале формируются знания и умения школьника. Такой подход несколько отличается от традиционного музейно-экскурсионного дела.

 

3. Обучение основам драматургии увлекательного рассказа

Увлекательное повествование, в отличие от скучного, имеет свои законы изложения, использующие особенности восприятия нашей психики. Талантливые писатели эти законы сознательно или интуитивно использовали при построении своих произведений. Эти же закономерности применяют в каком-либо виде талантливые рассказчики. Чаще всего человек, связанный по работе с аудиториями слушателей, нуждается лишь в вербализации этого опыта - описании закономерностей движения сюжета. Краткий рассказ о закономерностях интересного изложения - третья часть нашей встречи с вашими сотрудниками.

 

4. Создание программ на основе ФГОС

На основании ФГОС и музейного материала, личного опыта и знаний специалистов и экскурсоводов, рождаются плотные и компактные занятия-экскурсии, которые помогут увлечённым, но информационно-перегруженным школьникам лучше освоить нужные им области современной школьной программы.

Эти программы —  совместная коллективная интеллектуальная собственность автора-экскурсовода и ООО "Управление знаний". Они будут предлагаться школам регионов России, между ООО «Управление знаний» и музеем заключается договор.

 

Несколько важных замечаний.

Главное отличие проекта — уплотнённые учебные туры, в них за относительно короткое время осваивается большое количество знаний за счёт сочетания трёх равноправных компонентов:

1. «накачка» знаниями, компактное обучение-погружение происходит в музее.

2. «приручение знаний», творческая обработка полученных знаний происходит в библиотеке-партнёре, которая выдаёт группе литературу по предмету.

3. наличие «твёрдых копий» — работа с литературными и медиа-источниками — начинается в библиотеке-партнёре и продолжается дома, с использованием специальной системы осмысленной обработки информации «Интеллектуальный партнёр», выдаваемой участникам тура.

 

От кого что требуется?

от музея:

  • выделить группу сотрудников, которые хотели / могли бы заниматься проектом и которым музей согласен выплачивать премии за счёт тех групп, которые собрались на программу, разработанную конкретным автором — ВРГ, временная рабочая группа.

  • предоставить возможность проводить обучение их

  • совместно с «Управлением знаний» проанализировать содержательное соотношение образовательного стандарта и экспозиций музея

  • на этом основании разработать первую часть образовательного тура. Остальные две делает «Управление знаний».

 

от «Управления знаний»

  • предоставить образовательный стандарт и выдержки из него, отвечающие содержанию экспозиций музея

  • провести обучение ВРГ по вопросам школьной педагогики в рамках проекта

  • консультировать работников музея при разработке первой части тура